Биологический возраст и учет возрастных особенностей юных спортсменов
Этап начальной спортивной специализации охватывает обычно первые два года пребывания занимающихся в детско-юношеской спортивной школе.Учет возрастных особенностей юных спортсменов — необходимая предпосылка рационального осуществления физического воспитания на этом этапе.
Многие авторы полагают, что в детском и подростковом возрасте имеются благоприятные возможности для обучения разнообразным физическим упражнениям, в том числе технике избранного вида спорта.
К 13-14 годам двигательная функция подростков достигает довольно высокого уровня развития, так как в этом возрасте формируются совершенные динамические стереотипы в двигательном анализаторе. Улучшается способность центральной нервной системы к образованию прочных условно-рефлекторных связей. Активизируется функция второй сигнальной системы, на основе чего совершенствуется двигательная функция подростка.
Успех в обучении и тренировке во многом зависит от успешной деятельности вегетативных систем организма детей и подростков. В подростковом возрасте функциональные возможности этих систем в значительной мере влияют на характер и особенности методики тренировки и являются одним из важных критериев доступности различных упражнений. Это объясняется тем, что возрастное развитие двигательной функции и вегетативных систем происходит гетерохронно.
Механизмы регуляции вегетативных органов и вегетативной нервной системы отстают в своем онтогенетическом развитии от быстро прогрессирующей с возрастом способности к произвольному управлению моторикой. Поэтому, когда тренер выбирает средства и методы физического воспитания детей и подростков, он должен учитывать не только степень трудности освоения спортивной техники, но и возможность восполнения энергетических затрат.
В процессе спортивной подготовки важно также учитывать большие различия в показателях физического развития детей и подростков одного календарного возраста, так как здесь обнаруживаются различия в пропорциях и размерах тела, уровня полового развития и т.п. Ведь такие показатели влияют на биомеханику и функциональность юных спортсменов, на их двигательную деятельность.
К сожалению, следует констатировать, что несмотря на высказывания ряда авторов о необходимости дифференцированного подхода в процессе физического воспитания и обучения спортивным навыкам детей и подростков в связи с гетерохронностью их развития (П.Ф. Лесгафт, 1912; В. В. Белинович, 1949; В. Д. Мазниченко, 1964, З. И. Кузнецова, 1972 и др.), о том, что необходимо учитывать биологический возраст детей и подростков, в основном физическое воспитание пока еще строится без этого учета по признакам одного лишь календарного возраста.
<= Предыдущая Содержание
Следующая =>
|