Объем
и степень освоения предлагаемого материала, его качество во многом
зависят от профессионализма обучающего. Для качественного обучения
характерна опора на дидактические принципы: сознательности и
активности, наглядности, систематичности и последовательности,
доступности и индивидуализации.
Принцип сознательности и
активности предполагает
сознание обучающимися своих целей, задач, необходимости определенных
действий для достижения искомого результата; анализ техники, тактики
вида спорта; своего поведения и действий. Он также предполагает
активный поиск новых форм техники, тактики, методов подготовки,
возможностей для реализации своих целей.
Принцип наглядности основан
на широком использовании
возможностей различных видов показа материала: тренером, лучшими
спортсменами, с использованием видео-, кино- и фотоматериалов, средств
"срочной информации"; создании двигательных, зрительных и др.
представлений об изучаемом движении. Наглядно можно продемонстрировать
и преимущества того или иного средства или метода подготовки, тех или
иных характеристик поведения, их конечный результат.
Принцип систематичности и
последовательности.
Предлагаемый материал должен изучаться последовательно, от простого к
сложному, от легкого к более трудному. В освоении должна быть система,
иначе процесс приобретает хаотичность, теряется его целостность.
Бессистемность знаний, умений и навыков - одна из причин отсутствия
высоких спортивных достижений в дальнейшем. В целях обеспечения
последовательности и систематичности обучения очень удобно пользоваться
вариантами классификации техники, тактики и др.
Принцип доступности и
индивидуализации. Он
заключается в учете возрастных, половых и других различий, как
групповых, так и индивидуальных. Соответственно уровню подготовленности
должны даваться нагрузка в занятии, материал, методы обучения. При
слишком высоких требованиях к занимающимся у них может появиться
неуверенность, отсутствие желания продолжать занятия и др. Необходимо
как можно раньше суметь увидеть индивидуальность занимающегося.
В обучении и тренировке
применяют следующие три
группы методов: словесные, наглядные, практические. Эти методы
применяются комплексно и взаимно дополняют друг друга.
Словесные методы: рассказ,
объяснение, лекция,
беседа, анализ и обсуждение. По мере роста уровня подготовленности
занимающихся все чаще применяются специальные термины, характерные для
кикбоксинга.
Наглядные методы - это,
прежде всего, показ. Показ
может осуществлять сам тренер или ассистент. К этой группе методов
относятся кино-, фото-, видеоматериалы и др.
Методы практических
упражнений условно подразделяют на две группы:
- Методы, направленные на освоение
спортивной техники.
- Методы, направленные на развитие
двигательных способностей.
Для обучения чаще
применяется первая группа, т. е. освоение спортивной техники.
При освоении спортивной
техники широко применяют
разучивание движения в целом и по частям. При этом широко используют
подводящие упражнения.
С целью обучения технике
кикбоксинга можно применять следующие методические приемы:
- Групповое освоение приема (без партнера)
под общую команду в одношереножном строю.
- Групповое освоение приема (с партнером)
под общую команду тренера в двухшереножном строю.
- Самостоятельное освоение приема в парах,
свободно передвигающихся по залу.
- Условный бой (действия партнеров
ограничиваются заданием тренера).
- Освоение спортсменом приема в ходе работы
с тренером на лапах или в парах.
- Условный бой с широкими
технико-тактическими задачами.
- Вольный бой (бой без ограничения действий
противников).
Методы, преимущественно
направленные на развитие
двигательных качеств, подразделяются на непрерывный (характеризуется
однократным непрерывным выполнением тренировочной работы) и
интервальный (предусматривает выполнение упражнений с
регламентированными паузами отдыха). При использовании обоих методов
упражнения могут выполняться как в равномерном, так и в переменном
темпе. Примером непрерывного выполнения упражнения в равномерном темпе
(режиме) может считаться кросс, плавание. Этот же кросс может
выполняться и со спуртами (ускорениями). Тогда это будет непрерывное
выполнение упражнения в переменном темпе. При использовании
интервального метода работа необходимой интенсивности чередуется с
интервалами отдыха.
При обучении и тренировке
широко также применяются игровой и соревновательный методы.
Игровой метод
предусматривает выполнение действий,
определенных правилами игры и в специфических условиях игры. Игровой
метод позволяет обеспечить высокую эмоциональность занятия и требует от
играющего решения самых различных задач в постоянно изменяющихся
ситуациях.
Эти особенности игры
способствуют развитию смелости,
инициативности, ловкости, сообразительности, скорости реагирования,
мышления и т. д. В практике кикбоксинга широко применяются самые
различные спортивные И1ры. Применяются также подвижные игры с самым
различным сюжетом, зависящим от задач подготовки.
Соревновательный метод
предусматривает специально
создаваемые соревновательные условия как способ придания тренировочному
процессу определенной направленности. Соревнование позволяет
существенно изменить требования к спортсмену и добиться таких сдвигов,
которых нельзя добиться в обычной |ренировке. Эти сдвиги в более
значительной степени стимулируют адаптационные возможности и являются
одним из инструментов совершенствования интегральной подготовленности.
Соревнования организуют с
целью стимуляции качества
выполнения какого-либо упражнения или мобилизации на предельные усилия.
Например, кто большее количество раз подтянется на перекладине или кто
больше нанесет ударов ногой по снаряду за определенное время. Помимо
этого применяется такая форма соревновательного метода, как организация
спаррингов, показательных и коммерческих поединков. Например, спарринги
для стимуляции их значимости могут проводиться в присутствии большого
количества зрителей. Подготовку рекомендуется строить так, чтобы была
возможность провести спарринги, контрольные, подводящие, отборочные
старты с целью более полной адаптации к специфическим условиям
соревновательной деятельности. Наличие этого во многом определяет
полноценность подготовки.
Применяя соревновательный
метод, можно усложнять или
облегчать условия по сравнению с теми, которые характерны для
официальных соревнований.
Примеры усложнения условий:
"неудобный противник";
противник большого веса; применение утяжеленного защитного снаряжения;
смена партнеров в ходе спарринга на более свежих, отдохнувших.
Примеры облегчения условий:
партнеры более легкого веса в спарринге; укороченный раунд и т. д.
К средствам обучения и
тренировки кикбоксера -
упражнениям - относят упражнения специальные,
специально-подготовительные и общеподготовительные.
Специальные упражнения - это
условные и вольные бои,
спарринги и соревнования, а также упражнения по совершенствованию
техники и тактики кикбоксинга при работе с партнером.
Специально-подготовительные
упражнения - движения,
сходные по характеру нервно-мышечных усилий и ряду других признаков с
ударами, защитами, подсечками, являющимися специфическими для
кикбоксинга. Это бой с тенью, работа на снарядах, работа с
отягощениями, имитирующая удары, передвижения и т. д.
Общеразвивающие упражнения -
оказывают
разностороннее воздействие на организм спортсмена: бег, плавание,
гимнастика, спортивные игры, лыжный спорт и др.
Данная классификация
помогает решать задачу планирования, учета, контроля проделываемой
работы.
Общая закономерность
применения упражнений иыглядит
следующим образом: по мерс роста квалификации и возраста спортсмена
растет доля упражнений специально-подготовительного и специального
характера. Доля упражнений общеподготовительного направления выше на
начальных этапах подготовки как п пределах цикла подготовки (годичного,
например), так и в отношении многолетней подготовки. В отдельные
моменты подготовки упражнения общеразвивающего характера применяются
лишь как средство активного отдыха, восстановления.