Это
очень важный момент обучения, и он предполагает ознакомление с данными
относительно средств и методов тренировки, совершенствования физических
качеств, вопросов психологической, технической, тактической подготовки,
врачебного контроля и самоконтроля и других вопросов, касающихся
спортивной жизни. В целом работа должна быть поставлена так, чтобы на
протяжении ее в разных формах и разными способами сообщалась
соответствующая информация в доступном объеме.
Получая разнообразную
достоверную информацию,
спортсмен становится более грамотным, культурным в вопросах подготовки,
снимается ряд вопросов, ставятся четкие задачи и ориентиры. Наличие
такой работы, ее качество - показатель профессионализма тренера,
который обязан обладать широкой эрудицией в вопросах кикбоксинга.
Направленность общей физической подготовки
при обучении кикбоксингу
Общая физическая подготовка
обучающихся кикбоксингу
должна быть направлена на достижение крепкого здоровья, гармоничного
развития, являться базой для успешного овладения материалом обучения.
Это определяет и особенности общей физической подготовки. Одна из них -
использование самых разнообразных вариантов двигательной активности:
общеразви-вающие упражнения, спортивные игры, гимнастика и акробатика,
плавание, подвижные игры, ходьба на лыжах и т. д. Именно разнообразная
двигательная активность дает гармоничное развитие, укрепляет здоровье,
создает предпосылки высоких результатов в последующем. Этим
разнообразием нельзя пренебрегать ни в коем случае.
Очень важно, чтобы
начинающие кикбоксеры выступали в
соревнованиях по другим видам спорта. Соответственно, они становятся
достаточно искушенными в испытаниях. При этом нужно, и это очень
благоприятный момент, воспитывать установку на активное преодоление
трудностей в различного рода препятствиях.
Специальная физическая подготовка при
обучении кикбоксингу
Она должна быть направлена
на воспитание физических
качеств, специфичных для кикбоксинга. Здесь имеются в виду упражнения,
по характеру нервно-мышечных усилий и координации соответствующие
основным боевым действиям кикбоксера. Эти упражнения применяются
параллельно с овладением техникой и тактикой данного вида спорта.
Особое место среди них занимают маховые движения ногами, упражнения на
снарядах, с набивными и теннисными мячами, со скакалкой. Основная здесь
задача - дать занимающимся возможно более полный материал, относящийся
к использованию упражнений специального характера в целях подготовки в
кикбоксинге, дать им образование в этом смысле и создать этим условия
для самостоятельной и творческой работы в этом направлении.
Упражнения
специально-подготовительного характера могут занимать часть занятия, но
иногда им отводится и занятие целиком.
При использовании средств
общей и специальной
физической подготовки не следует давать больших нагрузок, спешить
копировать режим работы чемпионов. Нужно помнить о том, что на
начальных этапах подготовки прироста в уровне развития качеств
спортсмена можно достичь за счет самых разнообразных средств, методов,
форм подготовки, нагрузок. Раннее применение жестких режимов подготовки
может вести к сужению возможностей воспитания этих качеств в
дальнейшем, ограничивая рост спортивных достижений.
При осуществлении общей и
специальной физической
подготовки в этом периоде не следует давать упражнений с ярко
выраженной направленностью на выносливость, силу и др., т. е.
избирательного характера. Как правило, в первой части занятия даются
упражнения на развитие координационных способностей, быстроты и
гибкости. Во второй половине занятия - упражнения на снарядах,
специальные упражнения для развития силовых возможностей, подвижные и
спортивные игры, гладкий бег.
Ориентиром при проведении
занятий по общей и специальной физической подготовке могут служить
различного рода нормативы.
Обучение кикбоксингу в смешанных группах
В практике современного
кикбоксинга наряду с
группами, сформированными по возрастному и квалификационному признаку:
новички, спортсмены старших разрядов и т. д., встречается вариант,
когда в одной группе занимаются представители разных возрастов и
квалификаций. Это имеет наряду с определенными недостатками и свои
достоинства. Начинающие спортсмены видят перед собой образцы
высококвалифицированной работы. Вместе с тем в таких группах возрастает
доля самостоятельной работы, самоконтроля.
Процесс обучения при такой
его форме не всегда
отвечает описанным выше правилам и последовательности обучения. Иногда
он характеризуется тем, что выбираются какие-либо технические (и
тактические) действия, необходимые для успешного ведения боя в рамках
правил и совершенствуются достаточно длительное время: в ходе
имитационной работы, на снарядах, вольных боях и спаррингах и др. Далее
эти базовые (один-два) приемы обрастают еще рядом приемов, формируется
достаточно разнообразная и эффективная технико-тактическая система
боевых действий. Примером начала такого рода работы может быть обучение
левому прямому удару в голову, ударам левой и правой прямым в голову,
ударам фронт-кик и раундхауз-кик. Дополняют эту технику передвижения и
одна-две защиты. В дальнейшем эти приемы оттачиваются в различных
боевых ситуациях, дополняются новыми.
В ряде случаев такая система
дает достаточно высокие
результаты. Однако она не должна быть преобладающей в подготовке
спортсменов. Это лишь одна из ее форм, и она не исчерпывает всего
многообразия возможных путей подготовки кикбоксеров. То же самое можно
сказать и о случаях, когда высокомотивированный и имеющий хорошие
данные индивид за счет наблюдательности, подражания, трудолюбия
вырастает в великого спортсмена при минимальном участии в его обучении
тренера!
Режимы освоения и совершенствования техники
и тактики кикбоксинга
При освоении техники и
тактики кикбоксинга могут применяться следующие режимы:
- работа одними руками (ограниченный,
легкий, полный контакт);
- работа одними ногами (ограниченный,
легкий, полный контакт, лоу-кик, тайский бокс);
- работа руками и ногами в указанных выше
режимах.
Рекомендуемые режимы
применяются для решения самых различных задач подготовки, изменяя
условия взаимодействия партнеров.
Другим вариантом режимов
освоения кикбоксинга является предлагаемый А. Ивановым:
- по разделениям;
- медленно - мягко;
- медленно - жестко;
- быстро - мягко;
- быстро - жестко.
Оба приведенных варианта
дополняют друг друга,
увеличивая возможности тренера и способствуя более эффективному и
гибкому решению поставленных задач.