Говоря о становлении и
совершенствовании техники, необходимо указать на те стадии, которые
принято выделять в этом процессе.
1. Создание
представления о двигательном действии и формирование установки на
обучение.
Здесь особо важное значение
имеет показ технического
действия в его наиболее совершенном виде, в различных боевых ситуациях,
с разными противниками. С этой целью могут широко применяться услуги
ассистентов, просмотр боев, использование кино-, фото-, видеоматериалов
и т. д. Создание верного представления о движении во многом определяет
качество процесса совершенствования техники в дальнейшем.
2. Формирование
первоначального действия.
Эта стадия связана с первыми
попытками выполнить
действие в наиболее общем виде: темп, ритм, последовательность
включения различных звеньев тела в движение. Здесь создается как бы
форма движения, которая на более поздних стадиях уже должна наполняться
скоростью, силой и другими характеристиками. В этот период нужно, по
возможности, убрать помехи освоению движения.
На этой стадии часто
используют метод расчлененного упражнения.
Обычным для этой стадии
является отсутствие
должной координации выполняемого движения, излишнее напряжение,
скованность. По мере упражнения эти ошибки исчезают, движение все
больше соответствует эталону.
В ходе работы над
формированием первоначального
действия не следует делать слишком больших перерывов между занятиями.
Также не следует слишком долго повторять попытки выполнить движение,
т.к. образование новых связей, соответствующее изучению нового
материала, связано с угнетением функциональных возможностей нервной
системы: наступает усталость и работа становится неэффективной. Лучше
переключиться на другую работу.
3. Формирование
совершенного двигательного действия.
По мере работы над движением
оно приобретает все
более совершенные характеристики, все более гармонично вписывается в
систему движений спортсмена. Здесь движение, например удар, начинает
выполняться в самых разных связках, формах, сочетаниях: на месте, с
шагами, в атаке, ответной и встречной контратаках, на разных дистанциях
и др. Особенно важно, чтобы был выдержан путь постепенного возрастания
трудностей: имитационная работа, бой с тенью, работа на снарядах,
лапах, в условном, вольном боях, спаррингах, соревнованиях.
4. Полное
образование навыка.
На данной стадии происходит
качественное изменение
осваиваемого движения. Его выполнение становится автоматизированным,
слитным, стабильным (навык). Однако продолжается работа над
совершенствованием отдельных деталей движения, многократное повторение
его в стандартных и вариативных условиях, разных функциональных
состояниях, с разными по стилю противниками, применительно к самым
разнообразным условиям и ситуациям соревновательной деятельности,
анализ и адаптация техники к индивидуальным особенностям спортсмена,
уровню его физической, психологической, тактической подготовленности и
в связи с изменениями этого уровня.
Полноценная работа в
отношении технического совершенствования приводит к заключительной
стадии этого процесса.
5. Достижение
вариабельного навыка и его реализация.
На данной стадии наиболее
важно нахождение вариантов
и возможностей применения навыка в самых различных условиях
соревновательной борьбы, создание ситуаций, обеспечивающих наивысший
эффект от применения данного приема и вообще максимальное использование
приобретенного навыка с тем, чтобы "окупить" труд, затраченный на его
достижение. (Если наработанные движения не находят должного применения,
то следует признать, что время было потрачено впустую, и это
определенным образом характеризует работу спортсмена и тренера.) Таким
образом, отработка приема предполагает и усилия, направленные на
создание и поиск условий, в которых бы он приносил высокий результат. И
это чрезвычайно важно помнить и понимать.
Практическое применение
предложенной информации
прежде всего должно состоять в четком представлении об объеме и
характере работы, которую предстоит выполнить на пути становления и
совершенствования техники; особенностях и задачах каждой из стадий
работы, ее конечном результате. С позиций указанной информации следует
оценивать достигнутые результаты, ставить цель, корректировать
подготовку, подбирать ее средства.
Примером становления и
совершенствования техники
может быть отработка прямого удара левой, предлагаемая Л. Персивелем.
После ознакомления с техникой удара, а также ряда попыток его
воспроизвести, просмотра данного удара в исполнении лучших мастеров
(стадия начального разучивания) автор предлагает отработку прямого
левой в тренировке с воображаемым противником. Далее он предлагает
шлифовать технику этого удара при помощи следующих упражнений:
1. Работа на тяжелом
тренировочном мешке. Двигаясь
вокруг мешка, нужно наносить удары левой рукой из любых положений.
Ежедневно нужно проводить по три раунда такой тренировки при
длительности каждого раунда 5 мин. Первый раунд - наносить только
одиночные удары. Второй раунд - повторные удары, третий раунд - по
шесть ударов подряд. Между отдельными ударами или их сериями двигаться
примерно 5 с вокруг мешка.
2. Бои с партнером,
проводимые одной левой рукой. При
этом каждый из раундов, также длиной в 5 мин, нужно проводить по 3
раунда такого боя, пользуясь самыми тяжелыми перчатками, которыми вы
располагаете.
3. Броски мяча в
стену левой рукой движением, аналогичным удару левый прямой. Мяч
может быть теннисным, набивным и др. Вариаций этого упражнения довольно
много. Знаменитый чемпион мира по боксу среди профессионалов Джо Луис
часто пользовался этим упражнением, совершенствуя прямой удар левой
рукой.
Помимо описанных упражнений,
автор предлагает развивать левую руку и ее возможности,
открывая ею дверь, поднимая различные предметы с земли, пытаясь ловить
мяч и другие предметы, т. е. стараясь делать левой рукой как можно
больше движений, чаще используя ее.
Описываемый процесс
сопровождается корректировкой характеристик удара согласно указаний
тренера, самоконтроля.
Это один из вариантов,
иллюстрирующих процесс
отработки конкретного удара, подхода к совершенствованию техники.
Практика ударных единоборств весьма богата примерами творческой
реализации задач технической подготовки, ее основных положений, и эти
примеры могут быть широко использованы, развиты, обогащая тренировочный
процесс, повышая его эффект, развивая возможности человека в самых
разных направлениях.
В процессе совершенствования
техники у занимающихся
происходят положительные изменения в уровне развития мыслительных
процессов. Спортсмен привыкает самостоятельно и творчески мыслить,
изобретать, наблюдать, делать выводы и заключения из результатов своего
труда, проявляя и формируя себя в данном процессе.