Повышение
объемов и интенсивности тренировок, соревнования требует и
соответствующего качества восстановления. В практике спорта могут
применяться самые различные, в том числе и нетрадиционные, средства
восстановления, стимуляции работоспособности и адаптациионных
процессов. Условно их можно разделить на следующие группы:
педагогические, медико-биологические, психологические, тренировка в
горных условиях.
Одно из центральных мест в
отношении обеспечения
условий для качественного восстановления отводится педагогическим
средствам, которые можно определить как наиболее целесообразно
организованную в данных условиях мышечную деятельность, максимально
рациональную смену периодов работы различной величины и содержания и
отдыха. Это разные варианты пауз отдыха между упражнениями, занятиями,
рациональное сочетание и последовательность нагрузок, их
направленность. Они должны планироваться и проводиться в соответствии с
закономерностями построения занятий, микро-, мезо-, макроциклов и т.д.,
в соответствии с необходимыми условиями обеспечения восстановления и
нагрузки тех или иных механизмов энергообеспечения.
К медико-биологическим
средствам относят применение
медикаментозных и витаминных препаратов, обеспечивающих профилактику
нарушений в состоянии здоровья, повышение резистентности организма по
отношению к различным нагрузкам, стрессовым воздействиям и т.д. Это
витаминные комплексы «Ундевит», «Декамевит», витамин C и др. Это
адаптогены естественного происхождения: женьшень, элеутерококк,
китайский лимонник и др.
Психологические средства
восстановления
предусматривают создание оптимального фона для протекания
восстановительных процессов. Это использование различных вариантов
аутогенной тренировки, рациональной психотерапии, создание оптимального
психологического климата в команде, в быту и др. Важной задачей
психологического компонента восстановления является настройка на
предстоящую деятельность, что служит одновременно и профилактикой
срывов, и повышением резистентности организма к соответствующим
воздействиям, а стало быть, и стимуляцией адаптационных возможностей.