Этапный, текущий, оперативный контроль
В. Н. Клещев
Управление
и контроль в подготовке требуют наличия сведений, которые определяют
характер оценки хода подготовки и вносимых в нее корректив. В
зависимости от ряда условий могут оцениваться результаты подготовки за
достаточно длительный период, например, контрольные испытания уровня
общей или специальной физической подготовленности, достигнутого к концу
соответствующего этапа подготовки. Это поэтапный контроль. Оценка
результатов, достигнутых за микроцикл, характеризуется как текущий
контроль. Оперативный контроль связан с оценкой результатов отдельного
занятия, отдельной части занятия и направлен на оперативную коррекцию
подготовки (например, снижение исходного уровня возбуждения спортсмена
перед спаррингом, если оно по результатам контроля завышено).
Результаты контроля
определяют направление
дальнейшей работы, планирование подготовки, изменения в ее ходе,
средствах, методах, приоритетах, объемах и интенсивности тренировок и
т. д.
С целью контроля может
использоваться достаточно
широкий набор оценок. Это характеристики особенностей соревновательной
деятельности (плотность ведения боя, коэффициенты атаки и защиты,
технико-тактическое разнообразие и степень освоения элементов техники и
тактики и т. д.); реакции на нагрузку (биохимические пробы, врачебный
контроль и др.); степень развития физических качеств; характер,
количество и качество проделанной работы (ее объем и интенсивность и
др.); психофизиологические показатели (скорость и точность
реагирования, электрическое сопротивление кожи и др.); психологические
и психолого-педагогические (оценка уровня реактивной тревожности,
самооценка физического состояния, активности и настроения до и после
нагрузки и др.). Их выбор обусловлен возможностями, заинтересованностью
лиц, осуществляющих подготовку; их компетентностью; умением эффективно
пользоваться соответствующей информацией.
Контроль всегда предполагает
умение, возможность
вмешаться в ситуацию, осуществить управляющие воздействия. Отсутствие
действенных рычагов управления снижает и ценность получаемых
контрольных сведений. Данные, которыми мы не умеем, не можем
воспользоваться, могут расцениваться спортсменом и тренером как работа,
выполненная впустую.