Система
разноцветных поясов и кикбоксинг
Для начала обратимся к истории возникновения
поясной системы в мире восточных видов единоборств.
Одной из самых
популярных видов одежды на Востоке, если не самое популярное, всегда
было кимоно, которое носилось как в обычной жизни и в
торжественных случаях, так и в домашней обстановке. Абсолютно понятным
стало то, что и в занятиях любыми видами боевых искусств (каратэ,
тхеквондо, дзюдо, кендо, кудо и др.), в восточных странах, основной
формой одежды так же стало кимоно, неотъемлемой частью которого всегда
являлся пояс.
Если спортсмен
занимался достаточно долгое время, то его кимоно, от постоянного
воздействия, пота, крови, пыли, многочисленных ударов, падений и стирок
постепенно утрачивало белоснежный цвет и темнело. При этом пояс терял
свою белизну гораздо раньше, чем остальная часть кимоно, так как чаще
подвергался какому-либо воздействию, в процессе тренировок он часто
спадал на пол, за него хватались соперники и по многим другим схожим
причинам.
Тем самым, заходя в тренировочный зал, можно
было сразу определить по форме одежды, тех спортсменов, которые
занимаются очень давно, имеют определенный опыт и тренированность, и
тех спортсменов, которые являются новичками.
Когда возникла
необходимость введения градаций мастерства, в восточных единоборствах,
то не придумали ничего нового и другого, как установить степень
владения боевым искусством, по цветовому насыщению пояса – от
белого до черного.
Так в мире
восточных единоборств возникли два возможных пути достижения вершин.
Один – получение чемпионских титулов, другой – выполнение определенных
сложных технических действий: ката или тули (определенных связок из
стоек, ударных и защитных действий, а так же передвижений).
За победы в
боях и поединках, спортсмен получал звания чемпиона, медали и
призовые награды, а за овладение навыками выполнения сложных
технических элементов, он получал очередной, более темный, пояс. Затем
пояса были поделены еще и на даны – своеобразные ступени в рамках
одного пояса (к примеру: черный пояс – третий дан или черный пояс –
четвертый дан).
В дальнейшем, в ударных видах единоборств не
связанных с борьбой, к процедуре сдачи на пояса и даны, помимо
выполнения технических комплексов, стали добавлять экзамен на
разбивание твердых предметов (доски, кирпичи, циновки) – тамешивари.
Это стало вводиться после того, как появилось очень много «мастеров
черного пояса», способных красиво махать руками и ногами по воздуху, но
абсолютно не способных противостоять сопернику и наносить
сокрушительные удары, достойные столь высокого звания.
В некоторых,
наиболее уважаемых и жестких, видах восточных единоборств, таких как
каратэ-киокушинкай, решили и на этом не останавливаться и ввели в
процедуру сдачи на очередной пояс, спарринг с тремя соперниками, уже
обладающими данным поясом. Так если спортсмен сдавал на «черный пояс», он был обязан
не только продемонстрировать сложнейшие технические элементы, при этом
разбить ударом руки и ноги самое большое количество досок, кирпичей, но
и отстоять три поединка с тремя обладателями «черных поясов». При этом
одерживать победы было не обязательно, достаточно было остаться стоять
на ногах. В дальнейшем к сдаче на пояса (даны) добавились упражнения по
общефизической подготовке (кросс, отжимания и прочее).
Принимать такую сдачу и вручать новую степень мастерства
(пояс или дан) имел право только тот мастер, кто так же прошел этот
путь – обладатель более высокого пояса или дана. А чаще всего вопрос о
вручение новой степени решался целой судейской коллегией, состоящей из
обладателей черных поясов.
Благодаря
такому раздвоению пути, в боевые искусства стало привлекаться гораздо
больше желающих овладеть техникой боя и получить определенную степень,
дающую уважение окружающих. Но только одни стремились стать сильнейшими
и получить звание чемпиона в боях, а другие обвешивались «черными
поясами», так и не выиграв, ни одного значимого боя, не получив ни
одного синяка.
В Советском
Союзе, а затем и в странах образовавшихся после распада (Россия,
Украина, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и др.) была
разработана своя система нормативов в спорте, в том числе и в
спортивных единоборствах. Воспитанники спортивных школ (ДЮСШ, СДЮСШОР,
ШВСМ и др.) ежегодно сдавали контрольно-вступительные и
контрольно-переводные нормативы, в начале и в конце учебного года,
соответствующие определенному году обучения и уровню обучения
(начальный, учебно-тренировочный, спортивного совершенствования,
высшего спортивного мастерства). В данный перечень входили как
нормативы по общей физической подготовке, так и по специальной
подготовке, связанной со спецификой данного вида спорта. Это было
обязательным условием для обучения в каждой спортивной школе. Помимо
этого, за победы в соревнованиях различного ранга, на первом этапе
присваивались спортивные разряды (от 3-го юношеского до 1-го
взрослого), а в дальнейшем и звания (от «Кандидата в мастера
спорта» до «Заслуженного мастера»).
На сегодняшний
день в России спортивные разряды и звания КМС, МС, МСМК, ЗМС
являются государственным и присваиваются соответствующими
органами власти. Чего нельзя сказать про систему разноцветных поясов.
Каждая
федерация, а в России их сотни, выдает пояса и присваивает даны, по
своим, известным только ей правилам и критериям. Четких единых
нормативов не существует, иногда они копируются с сомнительных
нормативов международных федераций, иногда придумываются самими
федерациями.
Зачастую, люди,
проводящие подобные экзамены, сами никогда их не проходили и не имеют в
этом деле необходимых достижений (поясов, данов), как это было и есть
на Востоке.
В восточных
странах, в серьезных школах боевых искусств процедура сдачи и
присвоения на более высокий пояс имеет многовековые традиции и прошла
сложную систему модернизации, доработки и обросла дополнительными
сложными элементами: тамешивари, спарринги (в некоторых направлениях
восточных единоборств необходимо отстоять до 20-ти поединков),
упражнения на ОФП, и там данная процедура сдачи на следующую ступень
может занимать от 6-ти до 12-ти часов. И самое главное, что ничего
другого у них просто нет, и никогда не было.
В нашем же
отечественном кикбоксинге, что касается сдачи на пояса, все гораздо
проще, безобиднее и смешнее по многим причинам, о которых мы рассказали
выше и еще скажем далее.
Российский Союз
боевых искусств (РСБИ), действующий под руководством министров
Российской Федерации Ю.П. Трутнева и С.В. Кириенко и получивший
определенные права по развитию боевых искусств в России от
МинСпортТуризма РФ, проводил несколько лет работу по разработке единых
критерий для присвоения «поясов РСБИ», но эта работа так и не была
сделана, в связи со сложностями в разработке и введению в жизнь единых
нормативов.
И теперь
переходим непосредственно к кикбоксингу.
Кикбоксинг, как
известно, не является восточным единоборством. Он изначально возник в
Западной Европе и Америке на основе классического бокса, к которому
были добавлены удары ногами. Причем нельзя сказать, что все эти удары
ногами перекочевали непосредственно, только из восточных единоборств. В
Европе были достаточно мощные традиции французского бокса (сават), где
удары ногами занимали свое законное место. И сам термин «кикбоксинг» -
англоязычное слово, а не восточное, как каратэ, тхеквондо, дзюдо и др.
Основным корнем является слово «boxing», что означает название вида
спорта – «бокс» и приставка «kick», означающая – «удар ноги».
Ни в английском
боксе, ни в французском савате, ни в тайском боксе (муай тай), от
которого кикбоксинг в дальнейшем так же многое приобрел, нет никакой
поясной системы.
Так нужны ли в
российском спорте какие-нибудь дополнительные нормативы или
дополнительные степени мастерства спортсмена, помимо общепринятых
государственных разрядов, званий и завоеванных чемпионских титулов?
Спросите об этом боксеров, представителей греко-римской, вольной
борьбы, рукопашного боя или самбо…
Если спортсмен является победителем или призером знаковых
региональных, всероссийских или международных турниров, носит звание
«Мастера спорта России» или «Мастера спорта России международного
класса», нужно ли ему еще и подвязываться поясом определенного цвета?
Совсем недавно
нескольким кикбоксерам, из числа сборной команды России, торжественно
вручили черные пояса. При этом никто не требовал от них показать силу
своего удара в упражнении «тамешивари», не утруждали их прохождением
квалификационных спаррингов или сдачей тяжелых общефизических
нормативов. Данные спортсмены и так являются чемпионами России,
обладателями медалей чемпионатов Европы и Кубков мира, имеют
государственные звания «Мастеров спорта России» и «Мастеров спорта
международного класса». Вот и получается, что «черные пояса» им дали,
как бы в нагрузку, к тем медалям, титулам и званиям, которые они уже
заработали за свои победы и получили ранее.
Нужно ли это?
Выходит, что
цветной пояс, в российской кикбоксинге, да во многих других видах
боевых искусств, которые официально развиваются в государственных
спортивных школах нашей страны, необходим лишь тому, кто так и не смог
добиться официального достойного результата.
Так какова же
тогда значимость такого украшения…???
Про значимость
мы промолчим, а про цену сказать необходимо. В большинстве видов
восточных единоборств, сдача на пояса и даны – это платная услуга и
определенный доход организаторов данной процедуры. Везде он розниться
от 500-1000 рублей до 100 долларов США или 100 Евро.
Потому,
процедура сдачи на пояса заметно упрощается и складывается лишь из
выполнения формальных комплексов (демонстрации на воздухе атак, защит,
передвижений и стоек). В редких случаях, особо рьяные инструкторы,
могут добавить нормативы, скопированные у спортивных школ (сдача на
которые во всех ДЮСШ, а так же присвоение официальных разрядов и
государственных званий осуществляются абсолютно бесплатно).
Так если Вы
собираетесь пройти путь в пять цветовых поясов (желтый, зеленый, синий,
коричневый, черный) и в 10 данов, то запасайтесь денежными средствами.
Но сомневаемся, что в итоге это принесет Вам уважение или
дополнительный бонус для победы над соперниками.
Потому, стоит
ли тратить время, силы и средства для достижения мифических
стандартов и вершин…
|