Кикбоксинг – Программа и методические рекомендации подготовки спортсменов
1.4 МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ В КИКБОКСИНГЕ
Объем и степень
освоения предлагаемого материала, его
качество во многом зависят от
профессионализма тренера -
преподавателя. Для качественного
обучения характерна опора на
дидактические принципы: сознательности и
активности, наглядности, систематичности
и последовательности, доступности и
индивидуализации. В обучении и
тренировке применяют следующие три
группы методов: словесные, наглядные,
практические. Эти методы применяются
комплексно и взаимно дополняют друг
друга.
Словесные методы:
рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ
и обсуждение. По мере роста уровня
подготовленности занимающихся все чаще
применяются специальные термины, характерные
для кикбоксинга.
Наглядные методы - это,
прежде всего, показ. Показ может
осуществлять сам тренер или ассистент. К
этой группе методов относятся кино-, фото-,
видеоматериалы и др.
Методы практических
упражнений условно подразделяют на две
группы:
-
Методы, направленные
на освоение спортивной техники.
-
Методы, направленные
на развитие двигательных способностей.
Для обучения чаще
применяется первая группа, т. е. освоение
спортивной техники.
При освоении спортивной
техники широко применяют разучивание
движения в целом и по частям. При этом
широко используют подводящие упражнения.
С целью обучения технике
кикбоксинга можно применять следующие
методические приемы:
-
Групповое освоение
приема (без партнера) под общую команду
в одношереножном строю.
-
Групповое освоение
приема (с партнером) под общую команду
тренера в двухшереножном строю.
-
Самостоятельное
освоение приема в парах, свободно
передвигающихся по залу.
-
Условный бой
(действия партнеров ограничиваются
заданием тренера).
-
Освоение спортсменом
приема в ходе работы с тренером на лапах
или в парах.
-
Условный бой с
широкими технико-тактическими задачами.
-
Вольный бой (бой без
ограничения действий противников).
Методы, преимущественно
направленные на развитие двигательных
качеств, подразделяются на непрерывный
(характеризуется однократным непрерывным
выполнением тренировочной работы) и
интервальный (предусматривает выполнение
упражнений с регламентированными паузами
отдыха). При использовании обоих методов
упражнения могут выполняться как в
равномерном, так и в переменном темпе.
Примером непрерывного выполнения упражнения
в равномерном темпе (режиме) может считаться
кросс, плавание. Этот же кросс может
выполняться и со спуртами (ускорениями).
Тогда это будет непрерывное выполнение
упражнения в переменном темпе. При
использовании интервального метода работа
необходимой интенсивности чередуется с
интервалами отдыха.
При обучении и тренировке
широко также применяются игровой и
соревновательный методы.
Игровой метод
предусматривает выполнение действий,
определенных правилами игры и в
специфических условиях игры. Игровой метод
позволяет обеспечить высокую эмоциональность
занятия и требует от играющего решения самых
различных задач в постоянно изменяющихся
ситуациях. Эти особенности игры способствуют
развитию смелости, инициативности, ловкости,
сообразительности, скорости реагирования,
мышления и т. д. В практике кикбоксинга
широко применяются самые различные
спортивные игры. Применяются также подвижные
игры с самым различным сюжетом, зависящим от
задач подготовки.
Соревновательный метод
предусматривает специально создаваемые
соревновательные условия как способ придания
тренировочному процессу определенной
направленности. Соревнование позволяет
существенно изменить требования к спортсмену
и добиться таких сдвигов, которых нельзя
добиться в обычной тренировке. Эти сдвиги в
более значительной степени стимулируют
адаптационные возможности и являются одним
из инструментов совершенствования
интегральной подготовленности.
Применяя соревновательный
метод, можно усложнять или облегчать условия
по сравнению с теми, которые характерны для
официальных соревнований. Примеры усложнения
условий: неудобный противник; противник
большого веса; применение утяжеленного
защитного снаряжения; смена партнеров в ходе
спарринга на более свежих, отдохнувших.
Примеры облегчения условий: партнеры более
легкого веса в спарринге; укороченный раунд
и т. д.
К средствам обучения и
тренировки кикбоксера – упражнениям –
относят упражнения специальные,
специально-подготовительные и
общеподготовительные.
-
Специальные
упражнения – это условные и вольные бои,
спарринги и соревнования, а также
упражнения по совершенствованию техники
и тактики кикбоксинга при работе с
партнером.
-
Специально-подготовительные упражнения –
движения, сходные по характеру
нервно-мышечных усилий и ряду других
признаков с ударами, защитами,
подсечками, являющимися специфическими
для кикбоксинга. Это бой с тенью, работа
на снарядах, работа с отягощениями,
имитирующая удары, передвижения и т. д.
-
Общеразвивающие
упражнения – оказывают разностороннее
воздействие на организм спортсмена: бег,
плавание, гимнастика, спортивные игры,
лыжный спорт и др.
Данная классификация
помогает решать задачу планирования, учета,
контроля проделываемой работы.
Общая закономерность
применения упражнений выглядит следующим
образом: по мере роста квалификации и
возраста спортсмена растет доля упражнений
специально-подготовительного и специального
характера. Доля упражнений
общеподготовительного направления выше на
начальных этапах подготовки как в пределах
цикла подготовки (годичного, например), так
и в отношении многолетней подготовки. В
отдельные моменты подготовки упражнения
общеразвивающего характера применяются лишь
как средство активного отдыха,
восстановления.
|