Кикбоксинг – Программа и методические рекомендации подготовки спортсменов
2.5 СХЕМА ГОДИЧНЫХ ЦИКЛОВ ПОДГОТОВКИ
Современное представление о планировании годичных
циклов подготовки связано с ее определенной структурой, в которой выделяются
микроциклы, мезоциклы, и макроциклы.
Микроциклом
тренировки называется совокупность,
состоящая из нескольких тренировочных
занятий. Которые вместе с восстановительными
днями составляют относительно законченный
повторяющийся фрагмент общей конструкции
тренировочного процесса. Длительность
микроцикла составляет одну неделю.
В практике
отдельных видов спорта встречаются от 4 до 9
различных типов микроциклов: втягивающий,
базовый, контрольно-подготовительные,
подводящий, восстановительный и
соревновательный. В спортивных единоборствах
по направленности тренировочных воздействий
принято выделять 6 блоков построения
недельных микроциклов:
-
Развивающий
физический
-
Развивающий
технический
-
Контрольный
-
Подводящий
-
Соревновательный
-
Восстановительный
Основными
внешними признаками микроциклов является
наличие 2 фаз – стимуляционный и
восстановительный. Успех планирования
годичного цикла подготовки зависит от
рациональной последовательности микроциклов
разной направленности, разного объема и
интенсивности.
Мезоцикл –
это структура средних циклов тренировки,
включающих в себя относительно законченный
по воздействию ряд микроциклов. В практике
средний цикл тренировки содержит от 2 до 6
микроциклов. Мезоструктура подготовки
представляет собой относительно целый
законченный этап тренировочного процесса,
задачей которого является решение
определенных промежуточных задач подготовки.
Внешними признаками мезоцикла являются
повторное воспроизведение ряда микроциклов –
чаще всего однородных в единой
последовательности, либо чередование
различных микроциклов в определенной
последовательности.
Макроцикл
предполагает три последовательных
фазы-приобретения. Сохранения и некоторой
утраты спортивной формы. Построение
макроцикла основывается на периодизации
круглогодичной тренировки. В спортивных
единоборствах и кикбоксинге в частности
следует говорить об однонаправленном
построении тренировки внутри каждого
макроцикла, не смотря на 2-3 или более
соревновательных периодов. Необходимость
индивидуального подхода к структуре
спортивной тренировки в годичном цикле
предполагает один или несколько макроциклов,
в зависимости от календаря соревнований.
Примерное
построение макроцикла подготовки к
соревнованиям
Направленность микроциклов |
Код микроциклов |
Базовый –
функционально-техническая
направленность |
РФ |
Специальный – техническая
направленность, повышение
интенсивности |
РТ |
Модельный – модель
соревновательной нагрузки |
К |
Подводящий – выведение на пик
спортивной формы |
П |
Соревнования |
С |
Переходный – восстановление
после соревновательных нагрузок |
В |
Примерный
годовой план распределения учебных часов для
этапа начальной подготовки 1-го года
обучения
Месяцы \ виды подготовки |
9 |
10 |
11 |
12 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Теоретические занятия |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
Общая физическая подготовка |
15 |
15 |
16 |
13 |
14 |
10 |
15 |
15 |
15 |
16 |
17 |
17 |
Специальная физическая
подготовка |
3 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
6 |
4 |
4 |
6 |
7 |
6 |
Технико-тактическая
подготовка |
2 |
5 |
5 |
6 |
6 |
4 |
5 |
6 |
6 |
6 |
5 |
4 |
Медицинский контроль |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
Зачетные и переводные
требования |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
Всего за месяц |
24 |
25 |
27 |
24 |
26 |
20 |
27 |
26 |
25 |
30 |
29 |
29 |
Всего за год |
312 |
Примерный годовой план распределения учебных часов для этапа начальной подготовки 2-3 годов обучения
Месяцы \ виды подготовки |
9 |
10 |
11 |
12 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Теоретические занятия |
1 |
- |
1 |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
Общая физическая подготовка |
20 |
20 |
20 |
20 |
17 |
15 |
18 |
21 |
17 |
24 |
24 |
24 |
Специальная физическая
подготовка |
8 |
7 |
7 |
6 |
7 |
5 |
8 |
8 |
10 |
9 |
9 |
9 |
Технико-тактическая
подготовка |
10 |
10 |
10 |
10 |
9 |
7 |
10 |
10 |
5 |
11 |
9 |
12 |
Медицинский контроль |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
- |
Зачетные и переводные
требования |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
- |
Участие в соревнованиях |
- |
- |
- |
- |
3 |
- |
3 |
- |
2 |
- |
- |
- |
Всего за месяц |
43 |
37 |
38 |
36 |
37 |
28 |
40 |
40 |
38 |
44 |
42 |
45 |
Всего за год |
468 |
На
учебно-тренировочном этапе годичный цикл
подготовки включает в себя подготовительный,
соревновательный и переходный периоды. Для
спортсменов до 2 лет обучения главное
внимание должно уделяется разносторонней
физической подготовке, повышению уровня
функциональных возможностей, дальнейшее
расширение арсенала технико-тактических
навыков и приемов. При планировании годичных
циклов для спортсменов при обучении свыше 2
лет в подготовительный период средствами ОФП
решаются задачи дальнейшего повышения уровня
разносторонней физической и функциональной
подготовленности и на этой базе повышение
уровня специальной физической
работоспособности. Продолжительность
подготовительного периода 6-9 недель. Этот
период подразделяется на 2 этапа – общей
подготовки и специальной подготовки.
Распределение тренировочных средств
осуществляется с помощью недельных
микроциклов. В них предусматривается
определенная последовательность и
повторяемость занятий разной направленности
и нагрузки. На первом этапе
подготовительного периода ставятся задачи
повышения уровня общефизической подготовки,
развития силы, быстроты, выносливости,
пополнение двигательных навыков в
перемещении по рингу и в школе кикбоксинга.
Для данного этапа характерен достаточно
большой объем тренировочной нагрузки.
На втором этапе продолжается развитие
физических качеств, совершенствование
техники, изучаются элементы тактики,
организуются учебные, учебно-тренировочные
контрольные спарринги. Большое внимание
уделяется развитию моральных и волевых
качеств.
В соревновательном периоде основная задача –
участие в подводящих, контрольных и основных
соревнованиях. Успешный результат в
соревнованиях обеспечивается стабильно
высоким уровнем общей и специальной
подготовленности воспитанников, поэтому
соотношение средств подготовки должно
адекватно соответствовать значимости
соревнования.
|